Выявление лабиринтного тонического рефлекса (ЛТР)

Пусковым механизмом этого рефлекса является раздражение отолитового аппарата  лабиринтов вестибулярной системы. Он запускаться при изменении положения головы в пространстве относительно поверхности земли. Рефлекс проявляется повышением тонуса мышц, разгибателей тела и конечностей в положении ребенка на спине и мышц, сгибателей тела и конечностей в положении лёжа на животе. У здорового ребенка степень проявления тонических рефлексов незначительна. В норме лабиринтный тонический рефлекс, также как и шейный симметричный тонический, угасает на 2-м месяце жизни.

 

Выраженный ЛТР в положении на спине

Выраженный ЛТР в положении на спине

 

 

 

 

 

При наличии этого рефлекса у ребёнка в положении на спине повышен тонус мышц разгибателей шеи, спины, рук, бедер и голеней. Шея и позвоночник ребенка напряжены, голова запрокинута назад, ноги разогнуты, бедра приведены, ротированы вовнутрь, стопы в положении подошвенного сгибания. Руки чаще разогнуты и пронированы, пальцы сжаты в кулаки. Ребенок запрокидывает голову, выпрямляет туловище, руки и ноги.

ЛТР в положении на спине

ЛТР в положении на спине

 

 

 

При попытке согнуть голову ребенка, лежащего на спине, ощущается существенное сопротивление. Голова не сгибается.  Вместе с ней приподнимается и туловище, как «доска».

 

Метод определения ЛТР

Метод определения ЛТР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В положении на животе ребёнок лежит с приподнятым тазом из-за согнутых ног в коленных и тазобедренных суставах, с согнутыми руками, опущенной головой. Ребенок не может поднять голову, опереться на руки, не может прижать нижнюю часть туловища к поверхности, на которой он лежит, прогнутся. Руки находятся под грудной клеткой в согнутом положении, кисти сжаты в кулаки; бедра и голени чаще приведены и согнуты, тазовый отдел туловища приподнят. Такая вынужденная поза тормозит развитие произвольных двигательных реакций в положении на животе. Постоянно согнутая спина способствует развитию кифоза в грудном и поясничном отделе позвоночника.

 

Лабиринтный тонический рефлекс на животе

Лабиринтный тонический рефлекс на животе

 

 

При тяжелой степени выраженности ЛТР ребенок лежит, касаясь поверхности только затылком и пятками (поза опистотонуса).

Резко выраженный ЛТР, поза опистотонуса

Резко выраженный ЛТР, поза опистотонуса

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок при наличии этого рефлекса в положении на спине не может приподнять голову или делает это с большим трудом, не может вытянуть руки вперед, чтобы взять предмет, не может схватиться, подтянуться и сесть, поднести руки ко рту, поднести предмет к глазам, что затрудняет, а порой и делает невозможным развитие зрительно-моторной координации.

Влияние лабиринтного тонического рефлекса распространяется на мышцы глаза. В силу этого глаза непроизвольно подняты вверх и влиянием этого рефлекса зафиксированы в этом положении. В этих условиях резко ограничены произвольные движения глаз, поле зрения сужено, ребенок видит только в верхнем поле зрения определенный участок потолка. Это задерживает и нарушает процесс развития зрительного восприятия и познавательной деятельности. Не развивается реакция сосредоточения, ребенок не фиксирует взгляд на движущемся  предмете.

Лабиринтный тонический рефлекс способствует повышению мышечного тонуса языка, в силу чего напряженный язык подтягивается, затрудняется жевание, ротовой выдох, голосообразование, что задерживает и нарушает развитие речи ещё на начальных этапах.

В менее тяжёлых случаях, когда ЛТР выражен не очень сильно, он ограничивает произвольные движения не сильно, но существенно нарушает схему выполнения произвольных движений ребёнком. Например, когда ребенок садится из положения лёжа на спине, наблюдается усиление приведения бедер и их внутренней ротации с одновременной внутренней ротацией стоп и тенденцией голеней к разгибанию.

Влияние ЛТР изменяет схему сидения. Дети сидят с полусогнутыми ногами, согнув спину и несколько наклонившись вперед. Руки при этом принимают чаще всего фиксированное положение, что препятствует использование их для манипулятивной деятельности. Или произведенные манипуляции неловки. Положение суставов даже в легких случаях отличается от естественного.

Наличие этого рефлекса в сроки старше 2 месячного возраста приводит к задержке и недостаточному развитию реакции оптической опоры на руки, поэтому при падении лицом вниз многие дети не производят защитное вытягивание рук и падают, получая при этом ушибы головы и лица.

В положении на коленях дети с наличием ЛТР испытывают трудности, так как не могут вытянуть руки вперед и поддержать себя. ЛТР усиливает мышечный тонус в аддукторах и внутренних ротаторах бедер при изменении положения тела ребенка. В положении сидя это вызывает резкое уменьшение площади опоры и вторичную трудность в сохранении равновесия. Подъем головы в положении сидя усиливает разгибательный тонус и возникает возможность падения назад, а при более тяжелых формах поражения это приводит к падению.

Стремясь преодолеть разгибательный тонус, дети используют различные компенсаторные позы, например сидение с опущенной вниз головой, наклоненным вперед туловищем, согнутыми в коленных суставах ногами. Эти компенсаторные позы способствуют формированию различных вторичных деформаций туловища и конечностей, в частности кифоза в грудном и поясничном отделе позвоночника, сгибательных контрактур в тазобедренных и коленных суставах, эквинусной установке стоп.

В положении стоя влияние ЛТР вызывает усиление приведения и внутренней ротации бедер, в связи с чем, для сохранения равновесия дети вынуждены слегка сгибать ноги в тазобедренных и коленных суставах, раздвигать стопы в стороны для расширения площади опоры, опираясь при этом на внутренние края стоп (плоско-вальгусные стопы). Эта компенсаторная поза приводит к формированию патологического двигательного стереотипа с характерной позой «ножниц». У некоторых детей стремление предупредить падение вперед из этой позы приводит к разгибанию и запрокидыванию головы назад.

Степени выраженности ЛТР:

  1. + ЛТР выражен незначительно. Проявление его можно выявить только при наличии эмоций и при выполнении ребёнком нового движения. Чаще в вертикальном положении  тела.
  2. ++ЛТР выявляется при попытке согнуть голову в положении на спине во время эмоциональной активности ребёнка (беспокойство, плач, смех и т.д.). Рефлекс считается положительным, если при приведенных условиях ощущается сопротивление сгибанию головы.
  3. +++ ЛТР, лёжа на спине, ощущается сопротивление сгибанию головы, ног и рук. В положении на животе, ребёнок приобретает позу с наклоненной головой, согнутыми ногами и руками.
  4. ++++ЛТР. Ребёнок лежит на спине чаще всего в положении опистотонуса, с резко разогнутыми ногами, руками, запрокинутой головой.

Если влияние ЛТР не устранено вовремя, то развиваются патологические состояния нервно-мышечной и костной системы, нарушается познавательное, речевое, эмоциональное развитие. Степень выраженности патологических процессов зависит от степени проявления тонических рефлексов. В тяжелых случаях, при резко выраженном ЛТР развиваются тяжелые формы ДЦП. В лёгких случаях, когда действие рефлекса незначительно и выявляется только при эмоциях и тщательном наблюдении развиваются ортопедические нарушения в виде кифоза, патологической установки коленных, голеностопных и др. суставов.

Способы устранения патологии смотрите в соответствующей статье.

Похожие статьи:

Выявление шейного асимметричного тонического рефлекса
Выявление симметричного шейного тонического рефлекса

Leave a Reply