Устранение действия лабиринтного тонического рефлекса

Для устранения влияния ЛТР подходят следующие упражнения.

Упражнение № 8. Ребёнок укладывается на руках у родителей в положении на спине, с согнутыми руками, ногами и головой.  В таком положении производятся раскачивающие движения. Можно это упражнение выполнять сидя на качелях. Родитель садится на качели. Берёт ребёнка на руки в положении на спине, удерживает ребёнку согнутыми голову, руки и ноги и слегка раскачивается на качелях. Выполнять данное упражнение следует несколько раз в день в течение 1-2 месяцев до полного устранения лабиринтного тонического рефлекса.

 

Упражнение для устранения ЛТР

Упражнение для устранения ЛТР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение №9. В положении на спине на твёрдой горизонтальной поверхности ребёнку сгибают одновременно ноги, руки и голову. Удерживают в этой позе несколько секунд. Выполнять данное упражнение необходимо вдвоём. 5-7 раз в день перед кормлением 2-3 недели и более до полного исчезновения рефлекса.

Упражнение  для устранения действия ЛТР

Упражнение для устранения действия ЛТР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При резко выраженном лабиринтном тоническом рефлексе это упражнение выполняют в облегчённом варианте. Поначалу выполняют только сгибание головы и рук, или головы и ног 5-6-7 раз в день перед кормлением. Через 1-2 недели, когда гипертонус мышц уменьшится, переходят к выполнению упражнения № 9.

Упражнение № 10. В положении на животе укладывают ребёнка с опорой на предплечья, руки при этом должны быть приведены к туловищу (локти находятся рядом с туловищем). При резко выраженном рефлексе, когда тонус мышц очень высокий сначала формируют позу с опорой на предплечья под острым углом.

Лабиринтный установочный рефлекс (руки в положении под острым углом)

Лабиринтный установочный рефлекс (руки в положении под острым углом)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Со временем, при усилении влияния лабиринтного установочного рефлекса укладывают ребёнка в положении на животе с опорой на предплечья под прямым углом.

Упражнение для тренировки  лабиринтного установочного рефлекса

Упражнение для тренировки лабиринтного установочного рефлекса

 

 

 

 

 

 

 

 

Для облегчения формирования данного навыка используется точечный массаж разгибателей кисти и спины. Выкладывать ребёнка в такую позу необходимо 5-7 раз в день и более. Сначала на несколько секунд, затем добавляя время в зависимости от способности ребёнка. Тренировать данные навыки (лабиринтный установочный рефлекс) необходимо до автоматизма. На это требуется не менее 2-3 месяцев.

Описанное упражнение имеет большие преимущества перед общепринятым в  настоящее время укладыванием детей с повышенным тонусом на живот, с использованием валиков и других подручных материалов. При тренировке установочных рефлексов с использованием упражнения № 10, используется физиологический рефлекс, который заключается в том, что при укладывании ребенка на живот, на предплечья под прямым углом автоматически происходит разгибание головы (Пейпер, 1962). Если эту позицию усилить ещё точечным массажем, который вызывает митотический рефлекс разгибателей спины, то формируется стойкий навык приподнимания головы в положении на животе т. е. ЛУР. При укладывании на валик, руки ребёнка оказываются вытянутыми вперёд и опорные рефлексы и навыки не формируются.

Упражнение № 11 для устранения действия ЛТР.  Ребёнка укладывают на полотенце или простынку и перекатывают его со спины на живот и обратно.

Упражнение для устранения действия ЛТР

Упражнение для устранения действия ЛТР

 

 

 

 

 

 

 

 

Это упражнение позволяет пассивным образом тренировать рецепторы, отвечающие за определение положения тела в пространстве, и формируются связи с центром, который координирует положение тела в пространстве. Для тренировки центра равновесия существуют и другие упражнения, но у детей находящихся на низких стадиях развития, не умеющих удерживать голову, переворачиваться, необходимо использовать это. Руки в этом упражнении должны быть свободны. Ребёнок обычно держит их полусогнутыми в локтях и при перекатывании получается так, что он случайно испытывает опорное чувство. Перекатывать необходимо в медленном темпе, 1-2 раза в одну сторону и обратно.

Упражнения важно выполнять регулярно, систематически, но не перегружать ребёнка по длительности. Необходимо подстраиваться под ребёнка, следить за его реакцией. Первоначально, конечно, выполнение этих упражнений для ребёнка бывает не очень приятным. Но дети быстро адаптируются, так как тонус мышц у них уменьшается и постепенно приходит в норму. А это лучший способ раннего лечения детского церебрального паралича, задержки моторного и психического развития, ортопедических нарушений у детей.

Похожие статьи:

Устранение действия асимметричного шейного тонического рефлекса (АШТР)
Гимнастика для устранения действия симметричного шейного тонического рефлекса

Leave a Reply