Рефлекснормализующая гимнастика для устранения асимметричного шейного тонического рефлекса у детей с гипертонусом мышц

Тонический рефлекс шейный асимметричный (РТША) (Магнуса – Клейна) – проприоцептивный рефлекс, возникающий в результате растяжения мышц шеи, связок и суставов шейного отдела позвоночника.

выявление шейного асимметричного тонического рефлекса:

В положении лёжа на спине. Повернуть голову ребенка в сторону, так чтобы нижняя челюсть находилась на уровне плеча. При резко положительном рефлексе  происходит разгибание конечностей, к которым обращено лицо и сгибание противоположных. Плечи в состоянии отведения, в затылочной руке в большей степени.  Предплечье, со стороны лица в состоянии пронации, со стороны затылка в состоянии супинации. Поза «фехтовальщика».

Асимметричный шейный тонический рефлекс лёжа на спине

Если при повороте головы руки явно не реагируют, то необходимо сделать пробу на сгибание и разгибание рук при повернутой голове в сторону.

Удерживая голову повернутой в сторону, сгибаем поочередно руки. При положительном рефлексе ощущается сопротивление сгибанию руки со стороны лица и сопротивление разгибанию руки со стороны затылка. Симптом «перочинного ножа».

В положении лёжа на животе при положительном асимметричном шейном тоническом рефлексе (АШТР) руки ребенка не удерживаются в состоянии опоры на предплечья под прямым углом, при повороте головы  лицевая рука разгибается, затылочная сгибается. При этом линия плеч располагается  косо относительно поверхности опоры.

 

При выраженном рефлексе ребенок при повороте головы часто не может удержаться в положении на животе, и переворачивается автоматически на спину.

Если в положении на животе ребенок свободно поворачивает головой, то руки могут отводиться в сторону и не возвращаются в исходное положение. Это затрудняет развитие опорных реакций рук.

 

 

Для проверки наличия тонического асимметричного рефлекса на животе необходимо уложить ребенка с опорой на предплечья согнутые под прямым углом. Повернуть голову ребенка в сторону и смотреть за реакцией рук. При положительном рефлексе заметно как рука со стороны лица разгибается в локте, а другая сгибается.

Рефлекс может быть положительный только с одной стороны, тогда выше описанные явления можно увидеть только при повороте головы в одну сторону. При повороте в другую сторону реакции рук не наблюдается.

Асимметричный шейный тонический рефлекс сидя

В легких случаях положительный асимметричный шейный тонический рефлекс может проявлять себя только в положении стоя. На поворот головы в положении стоя, чаще реагируют ноги – лицевая нога разгибается и слегка отводится и  поворачивается наружу, затылочная сгибается (в тазобедренном и коленном суставе сгибается, стопа устанавливается на носок с приподнятой пяткой).

Остатки тонического рефлекса иногда в покое не заметны. Но при выполнении движения при беспокойстве или, наоборот, при положительных эмоциях, можно увидеть или ощутить проявления патологического рефлекса.

Положительный рефлекс всегда приводит у ребенка к нарушениям  неврологического или ортопедического профиля.

При выраженном АШТ рефлексе в сочетании с ЛТР и СШТР развивается детский церебральный паралич в виде тетропареза. Когда ЛТР не выражен а АШТР высокий с обеих сторон, формируется гиперкинетическая форма ДЦП. В более легких случаях, когда рефлекс действует с одной стороны, развивается ДЦП в виде гемипареза, причем его степень тяжести зависит от степени выраженности рефлекса.

Положительный асимметричный шейный тонический рефлекс выявляется также у детей с кривошеей, вывихом и подвывихом тазобедренного сустава, при сколиозе.

Подвывих и вывих в тазобедренном суставе развиваются обычно на затылочной стороне.

В периоде новорожденности у здорового ребенка в норме степень проявления АШТР незначительная и рефлекс постепенно угасает ко 2-4 месяцу жизни.

При повреждении мозга активность этого рефлекса может нарастать, и он может наблюдаться в течение ряда лет.

При обследовании ребенка с положительным АШТ рефлексом, часто выявляется асимметричное увеличение размеров боковых желудочков мозга.

Патологическая активность АШТР задерживает развитие асимметричного цепного установочного рефлекса, нарушает равновесие, в положении сидя препятствует захвату игрушки. Рефлекс препятствует развитию зрительно-моторной координации. При повороте  головы и глаз в сторону зрительного объекта рука на стороне поворота головы и глаз непроизвольно разгибается, и ребенок не может ее согнуть для захвата предмета; если же он все-таки с усилием сгибает руку. То голова немедленно непроизвольно отворачивается в противоположную сторону. И ребенок не в состоянии рассмотреть захваченный предмет. Единство поля действия и поля зрения не возникает. В связи с этим у детей наблюдается характерная разобщенность движений руки и глаз, что затрудняет развитие предметно-практической и изобразительной деятельности.

У детей с выраженным АШТ рефлексом затруднены повороты на бок и на живот, так как при повороте головы в сторону рука разгибается, плечо становится ригидным и туловище не следует за головой, ребенок не может высвободить руку из-под туловища.

Асимметричный тонический рефлекс является патологическим. Для профилактики развития детского церебрального паралича, кривошеи, вывиха тазобедренного сустава, сколиоза все его проявления необходимо затормозить.

 

Устранение действия асимметричного шейного тонического рефлекса (АШТР) с помощью рефлекснормализующей гимнастики.

Гимнастику выполняют родители ребёнка.

В положении на спине: голова ребенка пассивно поворачивается в сторону. Рука со стороны лица сгибается в сторону лица, ладонной стороной кисти ко рту. Затылочная рука разгибается в локтевом суставе, отводится под небольшим углом. В таком положении тело ребенка удерживается 1-5 секунд.

затем выполняется упражнение в другую сторону.

При активном рефлексе и со стороны ног, в упражнение вовлекаются и ноги.

 

В положении на животе: укладывают ребенка с опорой на предплечья, под прямым углом. Стрелками указаны точки фиксации (контроля) движения тела на поворот головы. Задача родителей удерживать руки и ноги в заданном положении при движении головой. Движение головы могут быть активные (ребенок двигает сам) или пассивные, если ребенок испытывает затруднение.

 

Выполняются упражнения родителями 6-8-10 раз в день, перед кормлением, или через 2 часа после еды.

Можно усилить действие гимнастики, если в положении вертикально на руках у взрослого, фиксировать его руки (пеленание или удержание своими руками). При этом привлекают внимание ребенка так, чтобы он поворачивал голову влево и вправо.

Выполняются упражнения рефлекс нормализующей гимнастики ежедневно в течение 2-3 недель в отдельных случаях дольше до полного устранения асимметричного шейного тонического рефлекса.

Гимнастика приводит к нормализации мышечного тонуса и выздоровлению ребенка.

Leave a Reply