Archive for June, 2012

Выявление симметричного шейного тонического рефлекса

Sunday, June 24th, 2012

Пусковым механизмом этого рефлекса являются проприорецепторы мышц шеи.

Согласно Магнусу, интеграция тонических шейных рефлексов происходит на уровне шейных отделов спинного мозга (C1-C3) и нижней части продолговатого мозга.

Симметричный шейный тонический рефлекс лёжа на спине

Выявление симметричного шейного тонического рефлекса лёжа на спине

 

 

 

 

 

 

 

 

При сгибании головы рефлекторно сгибаются руки и разгибаются ноги.

Симметричный шейный тонический рефлекс на спине, голова разогнута

Симметричный шейный тонический рефлекс на спине, голова разогнута

 

 

При разгибании головы – руки разгибаются, а ноги сгибаются. (more…)

Гимнастика для устранения действия симметричного шейного тонического рефлекса

Sunday, June 17th, 2012

Упражнение №4

Исходное положение, лёжа на спине, на твёрдой поверхности. Необходимо согнуть ребёнку одновременно голову, руки и ноги, как показано на картинке. Подбородок должен коснуться груди. Ноги лучше всего удерживать на уровне колен, но они должны быть отведены примерно под углом 45°. Зафиксировать ребёнка в таком положении на 3-7 сек.

Упражнение  №4 для устранения действия СШТР

Упражнение №4 для устранения действия СШТР

 

 

 

Упражнение №5

Исходное положении тоже. Голова и ноги находятся в той же позиции. Руки выпрямляются и удерживаются в таком положении 3-7 секунд.

Упражнение №5 для устранения действия СШТР

Упражнение №5 для устранения действия СШТР

 

 

 

Упражнение №6

Исходное положение то же. Голова и ноги удерживаются в положении сгибания. Руки выпрямляются в плечевых и локтевых суставах. Удерживается ребёнок в таком положении 3-5 секунд.

Упражнение №6 для устранения действия СШТР

Упражнение №6 для устранения действия СШТР

 

 

 

Выполнять упражнения необходимо вдвоём.

Детям, у которых остался активным шейный симметричный тонический рефлекс выполнить эти упражнения не просто. Между упражнениями необходимо дать ребёнку отдохнуть 1-2 минуты. После выполнения первых 3-х упражнений переворачивают ребёнка на живот.

Упражнение №7

В положении на животе ребёнку помогают поставить руки с опорой на предплечья так, чтобы в локте образовался угол 90°. в такой позиции срабатывает вспомогательный рефлекс, благодаря которому приподнимается и удерживается голова. Туловище приподнято на 45°.

Упражнение №7  для устранения СШТР

Упражнение №7 для устранения СШТР

 

 

Цель данного упражнения научить ребёнка удерживать в туловище и конечности при поворотах и наклонах головы.

Необходимо выработать такой двигательный стереотип у ребёнка, когда разнообразные движения (повороты, наклоны, разгибания) головы не вызывают автоматичных движений туловища и конечностей.

В таком положении ребенок должен находиться в течение дня как можно больше. Выполнять это упражнение необходимо часто и длительно не менее 1-2 месяцев до автоматизации данного навыка.

Для полного устранения СШТР необходимо в дальнейшем натренировать до автоматизма все установочные (цепные) рефлексы.

Полное устранение симметричного шейного тонического рефлекса, а также АШТР и ЛТР, впоследствии позволит избежать таких заболеваний как детский церебральный паралич, малая церебральная дисфункция, эквинусная установка стоп, кифоз и др.

Выявление шейного асимметричного тонического рефлекса

Sunday, June 17th, 2012

Тонический рефлекс шейный асимметричный (РТША) (Магнуса – Клейна) – проприоцептивный рефлекс, возникающий в результате растяжения мышц шеи, связок и суставов шейного отдела позвоночника.

Выявление шейного асимметричного тонического рефлекса:

В положении лёжа на спине. Повернуть голову ребенка в сторону, так чтобы нижняя челюсть находилась на уровне плеча. При резко положительном рефлексе  происходит разгибание конечностей, к которым обращено лицо и сгибание противоположных. Плечи в состоянии отведения, в затылочной руке в большей степени.  Предплечье, со стороны лица в состоянии пронации, со стороны затылка в состоянии супинации. Поза «фехтовальщика».

Асимметричный шейный тонический рефлекс на спине

Асимметричный шейный тонический рефлекс на спине

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если при повороте головы руки явно не реагируют, то необходимо сделать пробу на сгибание и разгибание рук при повернутой голове в сторону.

Удерживая голову повернутой в сторону, сгибаем поочередно руки. При положительном рефлексе ощущается сопротивление сгибанию руки со стороны лица и сопротивление разгибанию руки со стороны затылка. Симптом «перочинного ножа».

В положении лёжа на животе при положительном асимметричном шейном тоническом рефлексе (АШТР) руки ребенка не удерживаются в состоянии опоры на предплечья под прямым углом, при повороте головы  лицевая рука разгибается, затылочная сгибается. При этом линия плеч располагается  косо относительно поверхности опоры.

При выраженном рефлексе ребенок при повороте головы часто не может удержаться в положении на животе, и переворачивается автоматически на спину.

Если в положении на животе ребенок свободно поворачивает головой, то руки могут отводиться в сторону и не возвращаются в исходное положение. Это затрудняет развитие опорных реакций рук.

Для проверки наличия тонического асимметричного рефлекса на животе необходимо уложить ребенка с опорой на предплечья согнутые под прямым углом. Повернуть голову ребенка в сторону и смотреть за реакцией рук. При положительном рефлексе заметно как рука со стороны лица разгибается в локте, а другая сгибается.

Рефлекс может быть положительный только с одной стороны, тогда выше описанные явления можно увидеть только при повороте головы в одну сторону. При повороте в другую сторону реакции рук не наблюдается.

Асимметричный шейный тонический рефлекс сидя

Асимметричный шейный тонический рефлекс сидя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В легких случаях положительный асимметричный шейный тонический рефлекс может проявлять себя только в положении стоя. На поворот головы в положении стоя чаще реагируют ноги – лицевая нога разгибается и слегка отводится и  поворачивается наружу, затылочная сгибается (в тазобедренном и коленном суставе сгибается, стопа устанавливается на носок с приподнятой пяткой).

Остатки тонического рефлекса иногда в покое не заметны. Но при выполнении движения при беспокойстве или, наоборот, при положительных эмоциях, можно увидеть или ощутить проявления патологического рефлекса.

Положение тела ребенка и соответственно  степень тяжести неврологических и ортопедических нарушений зависит от степени выраженности рефлекса.

++++  резко положительный рефлекс, повороты головы затруднены, всегда сопровождаются движением конечностей в положении на спине, животе и вертикально. Если ребенок повернул голову в сторону, он надолго может остаться фиксированным в «позе фехтовальщика». Ребенок застывает в описанной позе.

+++  положительный рефлекс. Ребенок не застывает в позе характерной для РТША, но всегда на движения головы, реагируют руки и иногда ноги по схеме действия рефлекса.

++  умеренно положительный рефлекс. Рефлекс себя проявляет чаще в положении на животе и в вертикальной позе. В положении на спине выявляется не всегда.

+  слабо положительный рефлекс. Конечности при движении головы в положении на спине остаются на месте, но при повернутой голове в лицевой руке повышен тонус разгибателей. При выполнении пассивного сгибания и разгибания рук при повернутой голове, ощущается сопротивление сгибанию лицевой руки и разгибанию затылочной. Рефлекс может себя проявлять при выполнении движений во время действия эмоций (плача или смеха ребенка), или при выполнении нового слабо разученного движения.

Положительный рефлекс у ребенка всегда приводит к нарушениям  неврологического или ортопедического профиля.

При выраженном АШТР в сочетании с ЛТР и СШТР развивается детский церебральный паралич в виде тетрапареза. Когда ЛТР не выражен, а АШТР высокий с обеих сторон, формируется гиперкинетическая форма ДЦП. В более легких случаях, когда рефлекс действует с одной стороны, развивается ДЦП в виде гемипареза, причем его степень тяжести зависит от степени выраженности рефлекса.

Положительный асимметричный шейный тонический рефлекс выявляется у детей с кривошеей, вывихом и подвывихом тазобедренного сустава, при сколиозе.

Подвывих и вывих в тазобедренном суставе развиваются обычно на затылочной стороне.

В периоде новорожденности у здорового ребенка в норме степень проявления АШТР незначительная и рефлекс постепенно угасает ко 2-4 месяцу жизни.

При повреждении мозга активность этого рефлекса может нарастать, и он может наблюдаться в течение ряда лет.

При дополнительном обследовании ребенка с положительным АШТ рефлексом, у него часто выявляется асимметричное увеличение размеров боковых желудочков мозга.

Патологическая активность АШТР задерживает развитие асимметричного цепного установочного рефлекса, нарушает равновесие, в положении сидя препятствует захвату игрушки. Рефлекс препятствует развитию зрительно-моторной координации. При повороте  головы и глаз в сторону зрительного объекта рука на стороне поворота головы и глаз непроизвольно разгибается, и ребенок не может ее согнуть для захвата предмета; если же он все-таки с усилием сгибает руку. То голова немедленно непроизвольно отворачивается в противоположную сторону. И ребенок не в состоянии рассмотреть захваченный предмет. Единство поля действия и поля зрения не возникает. В связи с этим у детей наблюдается характерная разобщенность движений руки и глаз, что затрудняет развитие предметно-практической и изобразительной деятельности.

У детей с выраженным АШТ рефлексом затруднены повороты на бок и на живот, так как при повороте головы в сторону рука разгибается, плечо становится ригидным и туловище не следует за головой, ребенок не может высвободить руку из-под туловища.

Асимметричный тонический рефлекс является патологическим. Для профилактики развития детского церебрального паралича, кривошеи, вывиха тазобедренного сустава, сколиоза все его проявления необходимо затормозить. Достигается это выполнением упражнений для устранения АШТР рефлекснормализующей гимнастики.

Устранение действия асимметричного шейного тонического рефлекса (АШТР)

Friday, June 15th, 2012

Гимнастику выполняют родители.

Упражнение №1. В положении на спине: голову ребенка повернуть в сторону. Его руку со стороны лица согнуть в локте и ладонной поверхностью его кисти дотронуться до его рта. Одновременно затылочную руку разогнуть, отвести под небольшим углом и удержать всё в таком положении 1-5 секунд. Затем выполнить упражнение в другую сторону.

Упражнение №1 для устранения АШТР

Упражнение №1 для устранения АШТР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если в рефлекторные патологические движения вовлекаются и ноги, то упражнение выполняется и для нижних конечностей. Сгибаются  «лицевые» рука и нога, а затылочные отводится и разгибаются.

Упражнение №2. Исходное положение – лёжа на животе. Уложить ребёнка на живот с опорой на руки, согнутые в локтевых суставах под прямым углом. Фиксируют руки ребёнка в этом положении, удерживая его за руки в области локтей. Одновременно помогают ребенку разогнуть пальцы, прижимая их к поверхности, а также фиксируют таз, прижимая его к поверхности рукой в области ягодиц. При плотном прижатии таза, т.е. полном выпрямлении ног в тазобедренном суставе, ноги автоматически отводятся в стороны и выпрямляются в коленных суставах. В таком положении ребёнок  поворачивает голову влево и вправо, а тело, руки, ноги  должны остаться  зафиксированными в положении описанном выше. См. схему. Стрелками указаны точки фиксации (контроля) тела. Задача родителей удерживать руки и ноги в заданном положении при движении головой.

Упражнение №2 для устранения АШТР

Упражнение №2 для устранения АШТР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В ту сторону, где рефлекс более выражен повороты выполняют чаще. Стимулируют повороты головы ребёнка, привлекая его внимание игрушкой, речью и др. Если у ребёнка повороты головы затруднены (в тяжелых случаях) необходимо родителям её поворачивать пассивно.

Данное упражнение, особенно при резко выраженном рефлексе, необходимо выполнять вдвоём.

Цель упражнений – научить ребенка свободно поворачивать голову, лёжа на животе с зафиксированными  руками,  согнутыми под прямым углом, с прижатым к поверхности опоры тазом, с выпрямленными и отведенными в стороны ногами. Тело не должно реагировать на повороты головы непроизвольными движениями.

По мере уменьшения степени выраженности патологического рефлекса, потребность в фиксации будет уменьшаться, т.е. ребёнок сможет выполнять его самостоятельно. Но необходимо создать ребёнку условия для выполнения  этого упражнения. Систематически в течение 1-2-3 месяцев, пока полученный навык не станет автоматичным, необходимо выкладывать его на твёрдую поверхность на живот при этом следить за правильностью выполнения данного упражнения.

Упражнение №3. Можно усилить действие гимнастики, если выполнять следующее. Удерживая на руках ребёнка, привлекают внимание его так, чтобы он поворачивал голову влево и вправо, при этом руки его должны быть зафиксированы. Делают фиксацию его рук к его туловищу с помощью пеленания или просто удерживают его руки  своими руками.

Цель упражнений –  сформировать навык свободного поворота головы без участия конечностей.

Выполняются упражнения родителями 6-8-10 раз в день, перед кормлением, или через 2 часа после еды не менее 2 недель подряд.

После окончания курса проводятся тесты для выявления асимметричного шейного тонического рефлекса. При положительном или сомнительном результате выполнение упражнений продолжают.

Критерием полного устранения рефлекса можно считать сформированный и автоматизированный навык поворота головы в положении на животе без самопроизвольного изменения тонуса мышц  конечностей.

Выполняются упражнения №1, 2, 3, рефлекснормализующей гимнастики систематически до полного устранения асимметричного шейного тонического рефлекса.

Гимнастика приводит к нормализации мышечного тонуса и выздоровлению ребенка.

Показания для назначения данного вида ЛФК является наличие асимметричного шейного тонического рефлекса у детей с

  • задержкой моторного развития (ЗМРММД, МЦД),
  • синдромом двигательных расстройств (СДР),
  • перинатальной энцефалопатией (ПЭП),
  • детским церебральным параличом,
  • ацетабулярной дисплазией,
  • кривошеей.

Противопоказаниями для данного лечения являются:

  • Общее тяжёлое состояние ребёнка
  • Лихорадка
  • Интоксикация
  • Дыхательная недостаточность
  • Острая сердечная недостаточность
  • Хроническая сердечная недостаточность тяжёлой степени

Устранение действия АШТР у детей в раннем возрасте избавит ребёнка в будущем от таких болезней как ДЦП, мышечная кривошея, вывих тазобедренного сустава, ацетабулярная дисплазия, сколиоз, косоглазие, дизартрия.